История

Категория ГолАЗ 19 сентября, 2007

История Голицынского автобусного завода начинается с 1989 году после подписания протокола о намерениях с фирмой «Мерседес-Бенц АГ» (в феврале 1989г. генеральный директор концерна «Автрокон» Б. В. Каминский подписал первый протокол о намерениях производства в СССР лицензионных автобусов).

В соответствии с Постановлением Правительства СССР №778 от 22 сентября 1989г. «О дополнительных мерах по развитию экономических связей между СССР и ФРГ» было принято решение о производстве в Голицыно по лицензии фирмы «Мерседес — Бенц АГ» широкой гаммы автобусов различного назначения.

В 1990 году была приобретена лицензия на производство семейства туристических, междугородних и пригородных автобусов модели О 303. В феврале этого года в г.Мангейм состоялась передача первых двух автобусокомплектов модели О 303 фирмы «Мерседес-Бенц» для досборки на Голицынском заводе. 15 ноября 1990 года состоялось подписание Договора о партнерстве между компанией «Автрокон» и фирмой «Мерседес-Бенц».

В это же время (1990-1992гг.) активно ведутся работы по строительству корпусов завода, проводится подбор профессиональных кадров, ведется создание коллектива завода. В рамках лицензионного соглашения было поставлено технологическое оборудование для производства автобусов – заготовительное, сварочное, лакокрасочное, сборочное, проведено обучение ведущих специалистов в Германии и России. Кроме того, всемирно известная фирма-партнер Голицынского завода регулярно оказывала гуманитарную помощь сотрудникам завода.

В силу определенных объективных причин реализация проекта началась с апреля 1993г., когда началось создание производственно-технологической инфраструктуры, было осуществлено технологическое проектирование, поставка оборудования, обучение рабочих и специалистов в Германии, освоение «ноу-хау». В это время была произведена сборка 25 автобусов модели О 303 из комплектов, поставленных фирмой «М-Б АГ», а уже в 1994 году данная модель производилась по полной технологической цепочке. 28 января 1994г. — продажа первого автобуса клубу «Динамо».

В октябре 1994 года, в рекордные для отечественного автобусостроения сроки, ГолАЗ собрал опытно-экспериментальный образец городского сочлененного автобуса. 3 февраля 1995г. состоялась передача первого сочлененного автобуса для проведения испытаний в эксплуатации Филевскому автобусно-троллейбусному парку на маршруте движения №688 г.Москвы.

С 1995 года, после подписания лицензионного соглашения с фирмой «М-Б АГ» (04.07.95г.), завод приступил к серийному производству городских автобусов — одиночных и сочлененных. Модель автобуса получила гордое название «Россиянин». На российском рынке автобус обладает достаточной конкурентоспособностью в силу оптимального сочетания эксплуатационных свойств и цены, безопасной прогрессивной конструкцией. Вследствие высокого уровня надежности и приспособленности к техническому обслуживанию, автобус, при сравнительно высоких первоначальных затратах, полностью окупает эти затраты в эксплуатации.

В 1995г. совместно с фирмой «Мерседес-Бенц» была разработана и утверждена программа участия в тендере Всемирного банка по поставке автобусов в 14 городов России. Участвуя в 1996г. в этом тендере Голицынский завод в соперничестве с 25 ведущими автобусостроительными фирмами получил заказ на поставку 160 машин особо большой вместимости в города Омск, Самара и Череповец.

24 апреля 1996г. состоялось первое собрание акционеров завода. На собрании был избран совет директоров ОАО «ХК «ГолАЗ».

В июне 1997г. в рамках того же тендера начата поставка одиночных городских автобусов в г. Екатеринбург. 2 февраля 1998г. состоялась презентация первых двух одиночных городских автобусов модели АКА-5225 для г.Екатеринбурга.

К сожалению, в 1998г. сложилась крайне неблагоприятная ситуация на рынке сбыта продукции внутри России, вызванная падением платежеспособного спроса и усугубленная банковским и финансовым кризисом. Не обошли стороной проблемы и Голицынский автобусный завод. В этот период времени специалистами завода были начаты работы по производству более дешевых машин с максимальным применением отечественных комплектующих, предназначенных для пригородных и междугородных маршрутов . С сентября 2000 года ОАО Голицынский Автобусный завод – вошло в состав компании «РУСПРОМАВТО» 2002 год — автобус модель ГолАЗ-4244 Голицынского завода получила звание «Лучший отечественный автобус 2002 года в России». 2003 год – специальный приз автосалона за создание отечественного лайнера «КРУИЗ»