Большой смотр автобусов

Категория Сегодня и завтра 19 сентября, 2007

Салон коммерческих автомобилей IAA (на этот раз он проходил не в Ганновере, как обычно, а во Франкфурте) вновь собрал крупнейших европейских производителей грузовиков и автобусов. С автобусов мы и начнем. Что нового на этом рынке?

В МОДЕ — «МИДИ»!

В Западной Европе — мода на автобусы «миди» длиной 7—9 метров. Если раньше их выпускали только небольшие кузовные ателье, то теперь за «миди» взялись такие крупные фирмы, как MAN и Mercedes-Benz. Обе компании привезли на выставку новые модели длиной 7,6 м, созданные… итальянскими кузовными ателье.
Автор автобуса Mercedes-Benz Medio — ателье Tomassini из Милана (оно, вместе с германским ателье Koch, образует новый центр разработки мини- и мидибусов группы EvoBus). Поскольку машина построена на шасси трехтонного грузовичка Vario, компоновка и агрегаты остались «грузовыми». Двигатель мощностью 150 л.с. расположен спереди, коробка передач — механическая. Зато кузов выполнен из стеклопластика, и поэтому автобус с полной нагрузкой весит лишь чуть больше 8 т.
Если Medio будет в основном возить туристов, то симпатичный MAN Ale, созданный в ателье Autodromo, предназначен для города и имеет типично «автобусную» компоновку. Двигатель мощностью 170 л.с. расположен в корме, коробка передач Voith — автоматическая. Благодаря небольшому радиусу поворота Ale идеально подходит для старых городов Европы с их узкими улицами.
MAN показал еще один новый мидибус, на этот раз германского производства и с традиционным дизайном — Lion’s Midi. В его конструкции есть ряд интересных особенностей. К примеру, машина предлагается в трех исполнениях по длине (от 8,8 до 10,5 м). Благодаря тому, что сзади стоят односкатные колеса с шинами размерности 385/55 R22,5, колесные ниши меньше выступают в салон. Двигатель и коробка передач, укрепленные сзади на единой раме, образуют модуль, который легко демонтировать в случае ремонта. А тормоза, как и у полноразмерных мановских автобусов, оборудованы электронным управлением EBS.

АВТОБУС ИЗ КУБИКОВ

Количество автобусных кузовных ателье, использующих «чужие», покупные шасси (Mercedes, Scania, Volvo и т.д.) исчисляется десятками. Но поскольку шасси имеют строго определенные габариты и компоновку, ателье вынуждены подгонять под них свои кузова.
Несколько лет назад Scania впервые показала модульное шасси, где из разных модулей, как из кубиков, можно составлять разнообразные комбинации — длиннее, короче, с горизонтально или вертикально расположенным двигателем. Теперь такая конструкция появилась и у мерседесовцев. Модульное шасси Mercedes-Benz OC500 выпускается в Испании и состоит из пяти частей. Модуль № 1 — передняя ось, рулевое управление и место водителя (надо же как-то управлять «голым» шасси, пока на него не поставили кузов!). Второй модуль — рама, от длины которой зависит колесная база и, в конечном итоге, габаритная длина будущего автобуса. Следом идут задний мост и силовой агрегат с уже смонтированными системами, трубопроводами и кабелями. Все это соединяется воедино — и готово дело! Пока на новом шасси можно строить только туристические и междугородные автобусы, но в конце следующего года появится и городская версия.

АЛЮМИНИЙ ИЛИ «НЕРЖАВЕЙКА»?

Шведское автобусостроение шагает в голове прогресса: Scania делает кузова городских и пригородных автобусов исключительно из алюминия, а Volvo — из нержавеющей стали.
«Алюминиевые» автобусы Scania с характерным «улыбающимся» передком носят приставку Omni: городской OmniCity, пригородный OmniLink, а теперь — еще и новый междугородный OmniLine с багажными отсеками под полом.
Поскольку шведы всегда уделяли большое внимание безопасности, OmniCity недавно подвергли необычному для Европы краш-тесту. На скорости 40 км/ч легковой автомобиль врезается под прямым углом в бок стоящего автобуса. Если легковушка «ушла внутрь» автобуса не глубже чем на 75 мм (как и было в данном случае) — экзамен сдан. Этот краш-тест — типично американский, и в Западной Европе он проводился впервые. Интересно, выдержали бы его отечественные автобусы?
Что касается «нержавеющих» Volvo, то городской Volvo 7000 с таким кузовом выпускается уже несколько лет. А вскоре появится и похожая междугородная машина на перспективном шасси B12M. Ее несущая рама и панели кузова полностью выполнены из «нержавейки» (при этом раму сваривают роботы). На машине будут стоять тормоза с электронным управлением EBS и независимая передняя подвеска. Горизонтальный двигатель Volvo DH12, расположенный в базе, в перспективе станет еще более экологичным: его оснастят системой рециркуляции выхлопных газов и нейтрализатором в выхлопном тракте.
POLARIS И SOLARIS

Наши соседи из бывших стран социализма привезли новые автобусы с похожими названиями: венгерский Ikarusbus (так теперь именуется фирма) назвал свою модель Polaris, а польский филиал фирмы Neoplan — Solaris (не иначе, читали Станислава Лема!).
Ikarus 489UK Polaris, созданный по заказу Великобритании, ничуть не похож на привычные нам Икарусы. Здесь все иное: кузов (дверь всего одна, причем спереди), дизайн, двигатель DAF, сагрегатированный с автоматической коробкой передач ZF Ecomat, кондиционер, входящий в стандартную комплектацию.
Непривычно выглядит и польский Neoplan Solaris Urbino. «Ты из России! Вот здорово! — радостно встретили меня на стенде фирмы. — Как раз сейчас мы налаживаем отношения с заводами СНГ!» Оказывается, компания хочет поставлять КамАЗу или ЛАЗу если не автобус целиком (разумеется, в разобранном виде), то хотя бы его шасси. Я не стал расстраивать поляков и рассказывать им про особенности отечественной экономики…
Neoplan Solaris Urbino выпускается в четырех исполнениях по длине: 9 и 12 метров, трехосный 15-метровый вариант (эти автобусы входят в моду в Европе) и, наконец, 18-метровая «гармошка».
Дизайн получился вполне европейским: особенно хороши маленькие «глазки»-фары. В корме установлен традиционный двигатель MAN.
Автобус был разработан практически без участия западноевропейских коллег. Его испытывали на полигоне фирмы Tatra и в реальных условиях эксплуатации — в том числе зимой. Кстати, всего за четыре года своего существования Neoplan Polska стал лидером в Польше, завоевав почти 40% рынка (на втором месте — Jelcz, на третьем — Autosan). Вскоре на базе автобуса появится и троллейбус, Solaris Trollino, причем первые две машины отправятся в Ригу.

ВИД СО ВТОРОГО ЭТАЖА

Ярко-красные двухэтажные автобусы — такая же достопримечательность Лондона, как таксомоторы-«кэбы» или башня с часами Биг Бэн. Но вот беда: полюбившиеся англичанам и туристам модели (наиболее известная, Routemaster с алюминиевым кузовом, появилась на свет почти полвека назад) заменяют современными, угловатыми. Многие автобусы ранних выпусков уже пущены на слом или проданы. Спасти оставшиеся раритеты от вымирания взялась Scania: сейчас первые 56 экземпляров будут оснащены новенькими шведскими моторами, а всего предстоит переделать около 500 машин.
Впрочем, двухэтажные городские автобусы есть не только в Великобритании: недавно по заказу Гонконга фирма Neoplan построила 120 необычных автобусов Centroliner. Такой гигант вместе с пассажирами весит добрых 24 тонны! На европейские улицы его выпускать нельзя: при высоте 4,35 м Centroliner порвет все провода… В моторном отсеке стоит 305-cильный двигатель Cummins, а чтобы Centroliner мог без труда разворачиваться, третья ось сделана управляемой.

ВОЗИМ ШКОЛЬНИКОВ

Отдельного рассказа заслуживают автобусы для школьников. В Соединенных Штатах они возведены в ранг «священной коровы»: попробуй не остановиться, когда ярко-желтый schoоl bus с включенными мигающими огнями высаживает детей на узкой улице! Такой штраф можно схлопотать…
Кстати, недавно DaimlerChrysler купил крупнейшего американского производителя школьных автобусов, фирму Thomas Built. Теперь эти машины будут строиться исключительно на шасси Freightliner.
Германские конструкторы тоже работают над специальными школьными автобусами — хотя, конечно, они выглядят не столь эффектно, как носатые «крокодилы» из США. Например, Mercedes Citaro в «школьном» исполнении по желанию детей раскрашен не только снаружи, но и внутри: желтые пластиковые сиденья с красными и синими спинками, яркие поручни. Даже у взрослых в таком салоне сразу улучшается настроение!
Достаточно консервативная фирма Setra (она, как и Mecedes, входит в объединение EvoBus) неожиданно подготовила свой вариант, причем двухэтажный. «Почему дети должны путешествовать в таких же скучных автобусах, как взрослые?» — решили конструкторы и пригласили 20 школьников в свой дизайн-центр для консультации.
Теперь на первом этаже автобуса расположены автоматы с напитками и сладостями: какая поездка без мороженого и кока-колы? Здесь же, рядом, можно резаться в компьютерные игры с помощью Sony Playstation. А те, кто устал, отправляются на второй этаж — дремать в креслах и слушать музыку по четырехканальной аудиосистеме с наушниками. Мечта ребенка! Жаль только, что автобус пока существует всего в одном экземпляре, да и стоит он вместе со всей начинкой бешеные деньги.

АЛЬТЕРНАТИВА ДИЗЕЛЮ

Автобусов с нетрадиционным и гибридным приводом на выставке почти не было. Стоят они дорого, устроены сложно… Пожалуй, существенного успеха добился лишь Mercedes, запустив в серию дизель-электрическую модель Cito.
Neoplan показал дизель-электрический гибрид, MAN — автобус с топливными элементами, работающими на водороде. Обе машины сейчас проходят испытания в европейских городах. Кстати, с водородным МАНом мы только что познакомились на полигоне в Мюнхене. Рассказ о нем — в одном из следующих выпусков.
…И ДРУГИЕ

Bova Magiq. Торжество стиля!

Bova. Голландское ателье Bova привезло на выставку новейшую модель Magiq с великолепным дизайном (о ней мы рассказывали в АР № 3, 2000). Нынешним летом такие лайнеры обслуживали чемпионат Европы по футболу.
Cobus. Германская фирма Contrac — крупнейший поставщик аэродромных автобусов. Ее модель Cobus 3000 (алюминиевый кузов из Швейцарии, шасси дочерней мерседесовской фирмы NAW) работает в нескольких сотнях аэропортов разных континентов. Cobus захватил 90% мирового рынка аэродромных автобусов! Несколько лет назад фирма даже мечтала продать Кобусы аэропорту Шереметьево-2, но проект остался на бумаге. Зато такие машины работают в Азербайджане и Узбекистане.
Недавно на базе аэродромной модели появился Cobus City, «миди» для города. В качестве шасси, как и у мерседесовского Medio, используется грузовичок Vario, кузов — полностью алюминиевый. Правда, назвать Cobus City красавцем язык не поворачивается…
Ernst Auwarter. «Говоришь, в России крупные финансовые корпорации купили заводы ПАЗ и КАвЗ? — переспросили меня на стенде семейного ателье Ernst Auwarter. — Ну-ну…» Когда-то Аувертеры начинали сотрудничать и с ПАЗом, и с КавЗом, но из этого, увы, ничего не вышло. Слишком дороги для нас такие машины. Впрочем, для Германии они тоже не дешевы. Зато ателье уделяет внимание таким «мелочам», до которых у крупных заводов просто не доходят руки.
Это, например, туалет и кухня, впервые установленные в автобусе миди-класса (им стал TeamStar на шасси Mercedes). Те, кто ездил в автобусах на дальние расстояния, наверняка оценят всю прелесть этого нововведения…
Кроме того, дочернее отделение фирмы из восточногерманского города Гера показала маленькую «маршрутку» на шасси Mercedes Vito.
Irisbus. Вскоре автобусное объединение Irisbus ( его основатели — IVECO и Renault V.I.) будет распущено, но пока обе марки выступают под единым флагом с изображением дельфина. Первая новинка объединения — туристический IVECO Domino 2001 с кузовом испанского ателье Noge. А вторая — микроавтобус на базе нового фургона IVECO Daily. Правда, пока его строит не сама фирма, а сторонние кузовные ателье. «Родной» пассажирский Daily появится позже.
Irizar. Если городские и пригородные модели Scania выпускает самостоятельно, то за туристические лайнеры отвечает «придворное» ателье Irizar из Испании.
Irizar делает всего одну, но очень популярную модель Century. С 1991 года, когда появился предшественник нынешнего Century, построено около 5 тысяч экземпляров для 40 стран (в их числе — и Россия). Кстати, недавно Irizar открыл филиал в Мексике, где будут выпускать все ту же модель, Century.
Van Hool. Бельгийский Van Hool привез во Франкфурт новую модель двойного назначения (пригородная/междугородная) T915 CL. Она построена на базе лайнера T9 (в свое время он получил титул Coach of the Year’ 1998), но заметно проще и дешевле. Двигатель — 310-сильный, марки MAN, коробка передач — механическая, ZF.