КАвЗ-4238: Новый «клон» «Авроры»

Категория Сегодня и завтра 26 сентября, 2008

КАвЗ-4238: Новый «клон» «Авроры»
Автобусы семейства «Аврора», выпускаемые теперь и Курганским автобусным заводом, в России можно встретить все чаще и чаще.
Около полувека назад производство автобуса капотной компоновки ПАЗ-651А было передано из Павлова-на-Оке в далекий зауральский Курган, где эта машина с успехом выпускалась еще десятилетия этак полтора. Кто же тогда знал, что много лет спустя эта история повторится и Павловский автобусный завод вновь «оторвет от сердца» серийно выпускаемую машину, чтобы… в очередной раз поставить ее на конвейер Курганского автозавода?!

«Родоначальника» семейства — восьмиметровый автобус среднего класса ПАЗ-4230 «Аврора» с задним расположением дизельного двигателя, построенный в городском, пригородном либо междугородном исполнении, — сегодня можно встретить уже во многих российских городах. Но при этом вовсе не обязательно, что повстречавшаяся машина окажется родом из города Павлова-на-Оке!
Действительно, все разновидности ПАЗ-4230 поначалу собирался производить, да, собственно, и производил сам «Павловский автобус», но руководством холдинговой компании «Русские автобусы», куда с некоторых пор входят и ПАЗ, и КАвЗ, было принято решение организовать выпуск ПАЗ-4230 и на производственных площадях Курганского автобусного завода. Причины, побудившие «Русские автобусы» совершить эту «рокировку», обсуждались в околоавтомобильных кругах неоднократно. Главная из них — это весьма сложная ситуация, сложившаяся на КАвЗе в результате необратимого снижения интереса покупателя к производимому заводом автобусу капотной компоновки КАвЗ-3976.
Внешне «Аврору» курганского производства достаточно трудно отличить от павловского аналога. Подчас в глаза бросаются лишь иная эмблема и шильдик со словами «Курганский автобусный завод» на правом борту. Но не стоит забывать, что КАвЗу было «оказано доверие» освоить выпуск негородских модификаций (ПАЗ-4230-01 и ПАЗ-4230-02), имеющих не двустворчатые ширмовые двери пассажирского салона, а одностворчатые, а также вклеенные боковые окна, «полумягкие» либо «самолетные» сиденья (в зависимости от комплектации) и багажный отсек под полом салона. Эти «вторичные» признаки сегодня и выдают зауральское происхождение автобуса, родословная которого начинается в Нижегородской области.
Впрочем, новый «клон» ПАЗ-4230 — «подросший» в длину на метр с небольшим и с увеличенной до 4,9 метра базой КАвЗ-4238 — отличается от своих восьмиметровых «собратьев» уже в несколько большей степени, нежели городская версия от пригородной или междугородной. С технической стороны, конечно, это вроде бы лишь одно дополнительное окно в боковых бортах и возможность увезти на 4—6 человек больше, нежели в стан-дартной «Авроре». Но в процессе подготовки к производству выяснилось, что здесь, конечно же, более уместен уже не 136-сильный минский турбодизель Д-245.9, а 210-сильный Cummins в комбинации с 6-ступенчатой механической КПП ZF 6S 700 BO, с которыми этот курганский «междугородник» и был показан на Международном московском автосалоне-2006.
Интересно, что ранее «Русские автобусы» предполагали выпускать длиннобазную 9,6-метровую «Аврору» в Голицыне, но в результате компания все «переиграла», и в качестве окончательного места ее постройки был назван Курган. Но как бы то ни было, КАвЗ-4238 теперь уже также считается серийной продукцией.
Технические характеристики автобуса КАвЗ-4238
Класс автобуса Средний
Назначение Пригородный/междугородный
Колесная формула 4/2
Тип кузова Несущий, вагонной компоновки
Габариты, мм 9940/2500/2995
База, мм 4900
Количество/ширина дверей, мм 2/передняя — 830, задняя — 770
Число мест для сидения 35
Снаряженная масса, кг 7820
Полная масса, кг 10 470
Шасси. Передняя ось и задний мост — РЗАА
Вентиляция. Естественная, через люки и форточки боковых окон
Двигатель. Cummins EQB 210 20
Количество цилиндров 6
Мощность, л. с. 210
Расположение Заднее, продольное
Контрольный расход топлива на 100 км (при 60 км/ч), л 26
Максимальная скорость, км/ч 110