Поезд или автобус?
Если есть выбор — поезд или автобус, ТО стоит предпочесть первое. Поезд более комфортабельный и безопасный вид транспорта, чем автобус или автомобиль. Особенно заметна разница в бедных странах Азии и Африки.
Даже в тех случаях, когда внутренность автобуса похожа на салон самолета, а вагона — на грязный барак, в пути выясняется, что выбоины, пробки, аварии и периодические остановки для ремонта на раздолбанных и запруженных разнообразным транспортом шоссе встречаются чаще, чем на железной дороге.
Путешествуя на местных автобусах в Азии или Африке, оказываешься в самой гуще местных жителей. Автобусы забиты мешками, баулами, котомками, живыми курами, овцами и свиньями — впечатлений хватит надолго. Местные автобусы, как и поезда, бывают грязные, переполненные и насквозь прокуренные.
Но в поезде хотя бы не додумались устанавливать телевизоры, по которым круглые сутки безостановочно на непонятном языке крутят плохие копии дешевых американских боевиков и местные мыльные оперы. Обычный вагонный гвалт и стук колес в таких случаях вспоминаешь, как музыку. Различия в уровне безопасности заметны еще больше.
Автомобильные аварии случаются ежедневно и уже никого не удивляют, а сход поезда с рельсов — новость на первую страницу даже в Индии, не говоря уж о Японии. Когда едешь по Перу на поезде, то дух захватывает от открывающихся видов. А перуанские автомобильные дороги быстро вгоняют в депрессию. Узкая полоска плохого асфальта вьется серпантином по крутым пустынным склонам.
Но удивительно регулярно встречающиеся кресты на обочинах не дают настроиться на романтический лад. А на крутых поворотах крестов так много, что из использованного для них металла можно было бы построить довольно прочный забор — если, конечно, кому-нибудь пришло в голову заняться проблемой дорожной безопасности.
Пока же на дорогах бедных и развивающихся стран, как в джунглях, плохие водители отсеиваются методом естественного отбора. Если машинист поезда заснет или отвлечется, то в большинстве случаев ничего страшного не произойдет до тех пор, пока он не проснется и не вернется к своим прямым обязанностям.
Водителю же автобуса или автомобиля достаточно потерять контроль на считанные секунды — и последствия могут оказаться катастрофическими. Нет ничего удивительного в том, что по статистике поездка на поезде оказывается в 100 раз безопаснее поездки на автобусе. Железные дороги проложены с умом — по кратчайшему расстоянию между пунктами и рассчитаны именно на дальние поездки.
А автомобильные дороги — до появления автострад — строились от одного населенного пункта к другому, с заездом по «пути в третий и четвертый. И даже сейчас, когда дороги постепенно спрямляют, автобусы делают крюк и заходят во многие попадающиеся на пути населенные пункты, чтобы забрать или высадить пассажиров. Расписание автобусов в большинстве случаев довольно приблизительно.
Часто автобус отправляется только после того, как в нем соберется достаточное количество пассажиров. Иногда и после отправления автобус долго кружит по городу, собирая всех желающих