Устройство гиробуса
Гиробус – необычный вид автобуса, приводящийся в движение кинетической энергией вращающегося маховика. В середине XX века гиробусы широко использовались в европейских странах, так как были абсолютно экологически безопасными, и, в отличие от троллейбуса, не требовали для езды проводов (гиробус зависел от зарядных устройств, но долгое время мог ехать и без них). В наше время гиробусы не используются как общественный транспорт, хотя служат объектом для непрерывных научных изысканий.
Источником энергии, приводящим гиробус в движение, служит маховик (весит он около полутора тонн), который может разгоняться до 50 оборотов в секунду электрическим двигателем. Электромотор, разгоняющий маховик, получает энергию для движения через три короткие штанги, находящиеся на крыше гиробуса. Электродвигатель эпизодически включался и разгонял маховик, до нужной скорости, после этого по инерции маховик еще долго крутился без притока энергии. Для подзарядки двигателя на протяжении всего маршрута следования гиробуса требовались заправочные пункты. Именно это, в большей степени, и послужило причиной отказа от массового использования гиробусов. Вынужденная остановка и простаивание на каждой «заправке», плюс потребность устанавливать такие заправки повсеместно, сыграли свою роль.
Электромотор, однако, мог работать и в качестве генератора энергии, но, как известно, вечных двигателей не существует. При торможении гиробуса, энергия останавливаемого маховика вновь шла в электромотор, позволяя тому работать дольше. В среднем, только что заправленный электроэнергией гиробус проезжал около 5-6 километров на скорости до 60 километров в час. Время заправки же варьировалось от 30 секунд до трех минут. Огромная масса гиробуса (напомним, маховик весил до трех тонн) являлась большой проблемой, так как из-за нее энергия очень быстро заканчивалась.