Минский автомобильный завод

Категория МАЗ 19 сентября, 2007

Автобусы
В 1992 г. на МАЗ-е был создан филиал сориентированный на освоение производства семейства современных пассажирских автобусов, он получил название АМАЗ. В этом-же году филиал подписал лицензионное соглашение с компанией «Неоплан», в результате было выпущено пять лицензионных автобусов в «чистом виде».

После этого оригинальная немецкая конструкция была переработана для адаптации её к местным условиям — как в плане эксплуатации, так и в плане сборки. В результате возросла прочность конструкции, увеличился дорожный просвет, было освоено применение комплектующих собственного производства. Низкопольный автобус МАЗ-101 внешне неотличим от своего заграничного родственника. Был применен самостоятельно выполненный ведущий мост портального типа. Еще одной отличительной особенностью стало использование «шахтной» компоновки моторного отсека. Эксплуатация автобуса выявила и определенные недостатки — частые неисправности сложного заднего моста и отечественного двигателя ММЗ-Д-260.5.

После сборки «пилотной» партии из сорока автобусов МАЗ-101, в 1996 завод приступил к производству усовершествованной модели — МАЗ-103 Этот автобус также низкопольный, на нем применяется другой задний мост, а конструкция моторного отсека позволяет применять любой двигатель. МАЗ-103 выпускается с двигателями ММЗ, Рено, МАН и механической или автоматической коробкой передач.

Более недорогой моделью автобуса является МАЗ-104, производство которого началось в 1997. Применение в конструкции узлов от серийных грузовых автомобилей МАЗ позволило на 8-10 тыс. долларов удешевить конструкцию по сравнению с МАЗ-103, однако заставило конструкторов отказаться от низкого пола. Производство этого автобуса будет прекращено 1 сентября 2006
Производство сочлененного автобуса МАЗ-105 началось в 1997, он предназначен для применения на напряженных внутригородских маршрутах.

Еще одна интересная модель городского автобуса — удлиненный трехосный МАЗ-107 был впервые продемонстрирован на Московском автосалоне в 2001 году. Высокая пассажировместимость и отсутствие дорогого и снижающего надежность узла сочленения делают эту модель привлекательной для применения на загруженных маршрутах. Основные поставки МАЗ-107 ведутся в Москву.

Городские автобусы второго поколения — МАЗ-203 и МАЗ-206 будут серийно производится начиная со второго квартала 2006, а уже в апреле 2006 МАЗ-203 начнет эксплуатироваться в Минске. Основное отличие новой модели — полностью низкопольная конструкция (без ступеньки на задней площадке как в МАЗ-103)

«АМАЗ» достиг серийного производства 8 моделей автобусов и более 50 модификаций на их базе, среди которых автобусы, предназначенные для эксплуатации в особых условиях: в северных районах — со специальной системой отопления и теплоизоляцией салона, двойным полом, уменьшенной площадью остекления, а в южных районах — с усиленной системой вентиляции и увеличенными сдвижными форточками и пр.

С 2004 выпускается малогабаритный автобус МАЗ-256 на 28 посадочных мест с кузовом из стеклопластика, причем впервые в практике производства автобусов пластиковые детали для него окрашены в массе.

Освоено производство междугороднего автобуса МАЗ-152, туристического МАЗ-251, аэродромного МАЗ-171

Сегодня доля импорта (без учета силового агрегата) не превышает 8 процентов (это клей, лаки-краски, пластик, тормозная аппаратура, механизмы открывания дверей).
Статистика выпуска и продаж

На АМАЗ-е определены 4 основных направления реализации: Белоруссия, Россия, Украина, дальнее зарубежье. На каждое из них приходится в среднем по 25 % продаж, например в августе 2005 года МАЗ выиграл тендер на поставку в Тольятти 115 низкопольных автобусов на сумму почти 10 млн. евро.

В 2005 было выпущено 1025 автобусов и троллейбусов, что почти на 70 % больше, чем в 2004.

За 11 месяцев 2006 года было продано: 869 автобусов в Республике Беларусь (из них 419 в Минске), 473 в России, 92 на Украине, 77 в дальнем зарубежье. Всего в 2006 было выпущено 1693 автобуса. По данным АСМ-Холдинг выпуск распределился следующим образом:
МАЗ-103 — 769
МАЗ-103С — 47
МАЗ-103Т — 1
МАЗ-104 — 84
МАЗ-104С — 12
МАЗ-105 — 192
МАЗ-107 — 109
МАЗ-152 — 68
МАЗ-171 — 2
МАЗ-203 — 3
МАЗ-206 — 2
МАЗ-251 — 14
МАЗ-256 – 389
Юбилейные автобусы
В октябре 2005 МАЗ выпустил свой 4000-й автобус
27 июня 2006 предприятие выпустило свой 5000-ный автобус — туристический МАЗ-251
22 декабря 2006 года был изготовлен 6000-й автобус. Им стал низкопольный автобус особо большой вместимости МАЗ-107