«НефАЗ» — лучшие автобусы России

Категория НефАЗ 19 сентября, 2007

26 марта в ОАО «НефАЗ» прошла V конференция по качеству пассажирских автобусов, в работе которой приняли участие 120 человек, представлявшие интересы 82 организаций России. Делегатов было вдвое больше, чем на прошлой конференции.

На службе у аппарата Президента РФ.
Работа конференции по традиции началась с экскурсии по цехам предприятия. И хотя приглашенные с интересом знакомились с производством самосвалов, вахтовых автобусов, цистерн, прицепов и полуприцепов, было заметно, что все стремятся поскорее попасть туда, где рождается автобус. Дифирамбов гости не пели и сладких речей не произносили. Например, по мнению представителя Министерства обороны РФ в ОАО «КАМАЗ» полковника Андрея Малаховецкого, одним из слабых мест нефазовского автобуса является электропроводка. В то же время военпред отметил, что в целом качество нефтекамских автобусов по сравнению с другими, выпускающимися в России, несоизмеримо выше. Кстати, интересный факт: три нефтекамских автобуса эксплуатируются комендантской ротой президентского полка в Москве, еще два автобуса обслуживают аппарат Президента РФ. Жестко высказался о российских автобусах в целом главный инженер ГУП «Башавтотранс» Анатолий Агафонов. «Качество нефтекамских автобусов можно оценивать по-разному, у него есть недостатки, но лучшего автобуса в России пока нет. Где автобусы? Мичуринские мы не берем по причине их низкого качества, „ЛиАЗ» уже много лет топчется на месте. Мы бы хотели эксплуатировать российские автобусы, но чтобы они были как импортные — способные пройти миллион километров без капитального ремонта».

Самый горячий интерес во время экскурсии вызвал, конечно, «Турист». Генеральный директор челнинского ПАКа Сагадат Гараев, коллектив которого одним из первых начал эксплуатировать наши автобусы, не отказал себе в удовольствии осмотреть, обойти и похвалить красавца. В ближайшее время он будет запущен в серию. Потребители уже сейчас готовы заказывать эти «лайнеры». Сегодня пассажирские перевозки на автобусах такого класса наиболее рентабельны, и у автопредприятий именно на таких рейсах есть возможность зарабатывать.

Пленарную часть открыл генеральный директор ОАО «НефАЗ» Раиф Маликов. Он вкратце рассказал гостям о заводе, о номенклатуре, мощностях, показателях, с которыми завод отработал 2003 год, о ближайшихпланах. Затем выступил директор по качеству ОАО «НефАЗ» Азат Гафиятов. Он отметил, что производство автобусов в 2003 году по сравнению с 2001 годом увеличилось в 5,3 раза. Число субъектов Федерации, где эксплуатируются наши автобусы, увеличилось с 7 (в 2001 году) до 25 (в 2003 году). Прослеживается уверенное продвижение автобусов «НефАЗ» на рынке производителей автобусов: с пятого места в 2001 году он поднялся на второе в 2003-м.

Нужен двигатель для автобуса.
Среди прочих, от имени потребителей на конференции выступил генеральный директор Ижевского производственного объединения пассажирского автотранспорта Михаил Копосов. «Я первый раз в жизни принимаю участие в мероприятии, на которое производитель собрал покупателей и спросил: „Что я плохо сделал?», — выразил он свое приятное удивление. — С нефтекамским автобусом мы впервые познакомились в 2001 году. Тогда автобус вызвал много нареканий, и мы отказались от эксплуатации этой машины. Но надо отдать должное производителю, который в считанные месяцы сумел вывести машину на высокий уровень. Сегодня на дорогах Удмуртии курсирует 24 нефтекамских автобуса и, по мнению наших специалистов, непосредственно занимающихся эксплуатацией, „НефАЗ» — лучшая марка среди отечественных автобусов».

Выступающие сетовали на отсутствие качественных российских комплектующих изделий, в результате чего «КАМАЗу» порой приходится использовать импортные, в частности, для шасси. Импорт, несомненно, значительно повышает качество автобусов, но в случае поломки, из-за высокой стоимости запчастей, становится «головной болью» для автотранспортников. Поэтому реакция представителей эксплуатирующих организаций была вполне предсказуемой. Они призвали ужесточить требования к отечественным поставщикам по качеству комплектующих, а не переходить на импортные детали, которые приводят к существенному удорожанию машины. «Применяя импортные узлы, вы решаете свои проблемы, но усугубляете наши», — подчеркнули они.

Немало замечаний прозвучало от эксплуатирующих организаций в адрес двигателя автобуса. «Он создавался для грузовиков, а нужен двигатель для автобуса», — такова позиция Михаила Копосова. Высказался по этому поводу и генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Николай Петряев. «Башавтотрансу» нужен двигатель, который был бы способен пройти миллион километров без капитального ремонта», — заявил он.

Кстати, со второго полугодия автобусы будут комплектоваться новым двигателем КАМАЗ, соответствующим стандартам «Евро-2». Но уже сейчас, по желанию покупателя, на автобусы устанавливаются дизели американской фирмы «Caterpillar» и голландского концерна «DAF». Кроме того, с 2003 года на городские автобусы устанавливается автоматическая коробка передач.

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азат Галиахметов призвал эксплуатирующие организации не ремонтировать автобусы своими силами. «Пользуйтесь услугами сервисных центров. Самостоятельно ремонтируя технику, вы расслабляете производителей», — сказал он. Заместитель министра также объявил о намерении Татарстана разместить в этом году на «НефАЗе» крупный заказ на поставку автобусов. Стоимость будущего контракта, по словам чиновника, составит 100 миллионов рублей.

Да, на конференции в адрес автобуса звучали и похвала, и критика, но все потребители сходились во мнении: «НефАЗ-5299» — все-таки лучший из всех производимых в России автобусов и по дизайну, и по комфортабельности, и по своим эксплуатационным качествам. Подобного признания автозавод сумел добиться, в частности, внедрив только за истекшие два года в конструкцию автобуса 81 новшество, что значительно повысило надежность пассажирских машин. Именно это обстоятельство позволило автозаводу увеличить гарантийный срок эксплуатации автобуса до 1,5 лет.

Главное отличие предыдущей конференции от нынешней заключается в следующем. В 2002 году автотранспортники в большинстве сходились во мнении: пока все-таки надежнее покупать хотя и подержанные, но импортные машины. Сегодня ситуация поменялась кардинально. Теперь потребители призывают нас выпускать отечественный автобус, причем с наименьшей заграничной комплектацией, но чтобы он по качеству и надежности не уступал импортному. Требуют — значит, поверили, убедились и не сомневаются, что это нам под силу.